vrubelya_0.jpg

Любимый омичами музей имени Врубеля отмечает своё 95-летие. Датой основания музея считается 21 декабря 1924 г., когда в стенах бывшего Генерал-губернаторского дворца была открыта картинная галерея при Западно-Сибирском Краевом музее. На втором этаже в самом большом зале, где когда-то проходили важные приёмы и решались судьбы Сибири, перед публикой впервые представили около 100 произведений известных русских художников.

В 1996 году музею было передано еще одно здание, расположенное в центре города – бывший Торговый корпус, возведённый в 1914 г. по проекту архитектора А. Д. Крячкова.

Сегодня Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля – это крупнейшее в Сибири художественное собрание, включающее коллекции зарубежного и русского искусства от античности до наших дней. В настоящее время собрание ООМИИ имени М. А. Врубеля насчитывает около 30 тысяч единиц хранения и продолжает активно пополняться.

Многие ошибочно полагают, что в региональных музеях хранятся «не такие уж известные вещи». А некоторые и представить не могут, что громкие имена Сурикова и Айвазовского можно встретить в залах омского здания. К 95-летию музея искусств имени М.А. Врубеля омский портал «Культура» сделал спецпроект по уникальностям, хранящимся или относящимся к нашему музею. На самом деле их очень много, но мы постарались отобрать всего семь.

Какая омская картина спасла шедевр из Эрмитажа? Почему голландцы завидуют музею им. Врубеля?  И как в Омске оказалась самая большая коллекция в мире японского мастера? Читайте в нашем материале.

 

Триптих Михаила Врубеля

triptikh_0.jpg

В провинциальных музеях России произведения Врубеля редки, тем более такие значительные монументально-декоративные полотна, как триптих «Цветы». Огромные панно занимают почётное место в одном из залов омского музея. За всю историю нахождения в Омске этого триптиха, в полном составе всех трёх панно он «гастролировал» всего один раз.

Триптихом «Цветы» Врубель открыл серию декоративных панно, написанных в 1890-е годы для богатых московских особняков. Написал эти работы он, будучи в Москве, где прошло его лучшее,  щедрое на творческие замыслы и их воплощение, время  – с 1890 по 1902 годы. «Цветы» заказала молодому художнику Елизавета Дункер – владелица богатого московского особняка на Поварской улице. Они украшали потолок  над парадной лестницей. Эффектная композиция состоит из живописных панно: двух круглых - «Розы и лилии», «Желтые розы» и центрального - «Хризантемы»

Накануне революции плафоны оказались в собрании банкиров Рябушинских. Когда художественные ценности состоятельных россиян национализировались, триптих  поступил в собственность Государственного музейного фонда. В 1927 году их передали в Омский музей.

 

Самая большая коллекция в мире японского мастера

khirasava_0.jpg

В музее имени Врубеля хранится самая большая коллекция японского художника 19 века Бедзана Хирасавы – 12 акварелей.

Работы долгое время хранились в Ленинграде у академика АН СССР Евгения Лавренко (1900 – 1987). По рекомендации Русского музея в 1984 году Лавренко принял решение передать свою обширную (свыше 3500 произведений) в Омский музей. Среди переданных шедевров оказались и 12 акварелей неизвестного японского художника 19 века

Данных об авторе не было, но было ясно, что на акварелях изображен быт народа айны – одного из самых таинственных племен в мире. Их называют «спустившиеся с небес» или «бородачи Тихого океана». Именно от истории и этнографии айнов и решила оттолкнуться ведущий научный сотрудник, хранитель фонда русской и зарубежной графики музея имени Врубеля Галина Андреевна Севостьянова.

«Когда к нам поступили эти работы, нам о них не было ничего известно. Кроме того, что на акварелях изображены айны. И узнать было не у кого. Первое что я сделала, это пошла в библиотеку имени Пушкина и обратилась к каталогу. И увидела огромный список учёных, которые занимаются айнской проблематикой. И тогда я впервые поняла, что наш музей обладает уникальным собранием», - Галина Севостьянова.

Только в 2000 году благодаря помощи коллег из Японии и Российского этнографического музея было определено имя автора и расшифрованы сюжеты акварелей, художником оказался японский мастер Бедзан Хирасава (1822 – 1876). Тогда стало ясно, чем обладает омский музей. Музейщики с гордостью показывали коллекцию  изумлённым специалистам. Ведь вслед за именем художника выяснилось, что омская коллекция его работ – не только самая крупная в мире, но и самая значимая в научном плане для исследования быта народа айны.

 

Первый в мире Театр живописи

teatr_zhivopisi.jpg

«Театр живописи» - инновационный проект, созданный на базе Омского областного музея имени Врубеля. Творческий эксперимент ведет историю с 1997 года. Авторские камерные спектакли посвящены жизни и творческим судьбам величайших мастеров живописи и литературы (в основе сюжетов истории М. Врубеля, В. Васнецова, Г. Кичигина, И. Левитана, К. Малевича, А. Чехова, Ф. Достоевского и др.).

Создан Омский Театр живописи силой подвижничества и интеллекта, талантом и волей Николая Михалевского и Татьяны Филоненко, актеров Омского драмтеатра. Благодаря этой паре в единое гармоничное целое соединены три вида искусства: актерское, изобразительное, музыкальное.

Долгое время театр базировался в музее имени Врубеля. Но этой осенью Михалевский и Филоненко получили новое помещение на цокольном этаже в отреставрированном здании страхового общества «Саламандра». Сейчас там располагается Центр «Эрмитаж-Сибирь». Наконец Театр живописи обладает настоящим театральным помещением со сценой, гримерными, профессиональным световым, звуковым и сценическим оборудованием и  залом на 48 мест.

 

Копия, которая спасла полотно Рембрандта

rembrandt.jpg

В 1985 году в Государственном Эрмитаже произошло невероятное – душевнобольной житель Литвы, 48-летний Бронюс Майгис, подошёл к «Данае» Рембрандта и трижды плеснул на неё серной кислотой. Майгис также достал нож и успел дважды полоснуть картину. По мнению многих живописцев, шедевр мирового искусства был потерян навсегда. Но реставраторам удалось совершить чудо.

Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбного клея и мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании. Затем было принято решение восстановить полотно. Для этого стали искать максимально близкую к оригиналу копию. Существует всего шесть копий «Данаи», одна из них в Омске.

В Омском музее изобразительных искусств им. М.А.Врубеля хранилась своя «Даная», выполненная около полутора столетий назад неизвестным художником близко к оригиналу и в натуральную величину. Именно эту работу взяли реставраторы, работавшие над восстановлением оригинала. По ней они сверяли читаемость деталей и общий композиционный строй. Работа заняла 12 лет, затем копия вернулась обратно в Омск. В книге «Даная. Судьба шедевра Рембрандта», выпущенной в 1997 году к выставке-показу возрожденного шедевра есть и слова благодарности сотрудникам Омского музея им. Врубеля.

Сегодня полотно, спасшее шедевр Рембрандта, занимает почётное место в основной экспозиции омского музея.

 

Воин на Музейной

zakhoronenie.jpg

Во время реконструкции здания страхового общества «Саламандра» к 300-летию Омска археологи сделали уникальные находки. В 2015 году при вскрытии теплотрассы на ул.Музейной, 4, обнаружили поврежденные захоронения. Скорее всего, урон объекту нанесли в советские годы, когда активно прокладывали инженерные коммуникации.

Одному из объектов чуть меньше 3 тыс. лет. Археологи назвали захоронение «богатым»: рядом с захороненным воином обнаружили оружие и украшения. В одной руке воин сжимает кинжал, ориентированный вверх и вперед, как фехтовальное оружие перед уколом. В другой руке лезвием вниз зажат нож.

«Это редчайшая форма погребальной практики. Ситуация с боевым оружием, сжимаемым в кистях, явно показывает, что сородичи этого воина опасались, что на пути он встретит врагов. Это пока гипотеза, но иной мир — это в любом случае калька с нашего мира, и если покойника отправляют туда с оружием в руках, то и окружающая обстановка была далеко не благоприятной. Они находились в конфликте с окружающим миром. Может, это были культуртрегеры, прискакавшие из степи, и им приходилось отодвигать местные племена от Иртыша, отвоевывать пространство», — говорил главный специалист Управления по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия Министерства культуры Омской области Альберт Полеводов.

Теперь находки хранятся в Центре «Эрмитаж-Сибирь», при реконструкции которого они были найдены.

 

Редкая  голландская живопись

niderlandy.jpg

Коллекция живописи Нидерландов в омском музее – одна из крупнейших в Западной Сибири и содержит около 50 единиц хранения. Среди них – библейский сюжет фламандского художника XVII в. Ф. Франкена II «Идолослужение Соломона», две парные картины антверпенского художника Б. ван ден Босхе «В мастерской живописца» и «В мастерской скульптора».

Началом комплектования коллекции послужили поступления из Государственного музейного фонда в 1927–1932 годах. Ранее произведения находились в крупнейших частных собраниях дореволюционной России, принадлежавших аристократическим семействам Строгановых, Горчаковых, Воронцовых-Дашковых, Бенкендорфов, Юсуповых, Саксен-Альтенбургских, Шереметевых, Долгоруких, Дурново, других. Часть произведений поступила из Государственного Эрмитажа, Ново-Михайловского дворца, Государственного Русского музея. В 1932 году состоялись поступления местного характера – из музея омского Художественно-промышленного техникума имени М. А. Врубеля и от частных лиц.

В июне этого года прошёл уже седьмой Международный научно-практический семинар «Сохранение культурного наследия».  Для проведения занятий и мастер-классов в Омск традиционно прибыли ведущие эксперты Королевства Нидерландов.

А на семинаре предыдущего года Директор Фонда культурной инвентаризации Лия Гортер зачитала письмо от посла Нидерландов, госпожи Рене Джонс-Бос. Она поблагодарила омский музей за сохранение голландского искусства. Джонс-Бос отметила, что знакомство с музеем им. Врубеля началось с программы по реставрации полотен голландских мастеров, за которую взялись десять сибирских и дальневосточных музеев. По ее словам, эта работа переросла в сотрудничество на интернациональном уровне.

We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…